Проект урока 4 — И. Пивоварова. «Щегол»
Работаем по с. 44–45 учебника.
Цели
- Пронаблюдать игру словами в стихотворении;
- Обсудить, только ли о щегле и трясогузке это стихотворение.
- Написать работу «Что удалось поэтам рассказать о нас, людях, в стихах о галке, ослике и щегле».
Этапы урока
- Читаем стихотворение и обмениваемся наблюдениями.
Вполне возможно, что дети сами выйдут на многие особенности этого стихотворения (они уже достаточно опытные читатели!): и на игру словами (щегол — щеголёк — щеголять), и на скрытый (человеческий) смысл стихотворения, и на контраст персонажей (трясогузка — щегол). В этом случае можно перестроить этапы урока, пойти за детскими наблюдениями — опираясь на задания учебника и варьируя их последовательность. А прочитать по ролям (или разыграть) в самом конце урока. - Читаем по ролям или разыгрываем.
- Работаем по блоку заданий на с. 44.
Здесь, конечно, поэтесса обыграла омонимию (точнее, фонетическую близость) корней слов «щёголь», «щеголять» и «щегол».
Интересно, что есть птица щёголь:
А вот щегол:
Это разные птицы.
Интересно, что у слова «щегол» есть значение «самодовольный и пустой человек; щёголь» (переносное, разговорное, презрительное).
Словари отмечают этимологическую близость слов «щёголь» и «щегол». - Работаем по заданиям на с. 45.
Говоря о словах, которые поэтесса придумала сама, мы имели в виду слово «щеголёк», между тем это слово нашлось в викисловаре — правда, как малоупотребительное. - Письменная обобщающая работа «Что удалось поэтам рассказать о нас, людях, в стихах о галке, ослике и щегле».
Последнее изменение: Воскресенье, 15 Ноябрь 2020, 05:18