Проект урока 4 — И. Пивоварова. «Щегол»

Работаем по с. 44–45 учебника.

Цели

  • Пронаблюдать игру словами в стихотворении;
  • Обсудить, только ли о щегле и трясогузке это стихотворение.
  • Написать работу «Что удалось поэтам рассказать о нас, людях, в стихах о галке, ослике и щегле».

 

Этапы урока

  1. Читаем стихотворение и обмениваемся наблюдениями.
    Вполне возможно, что дети сами выйдут на многие особенности этого стихотворения (они уже достаточно опытные читатели!): и на игру словами (щегол — щеголёк — щеголять), и на скрытый (человеческий) смысл стихотворения, и на контраст персонажей (трясогузка — щегол). В этом случае можно перестроить этапы урока, пойти за детскими наблюдениями — опираясь на задания учебника и варьируя их последовательность. А прочитать по ролям (или разыграть) в самом конце урока.

  2. Читаем по ролям или разыгрываем.

  3. Работаем по блоку заданий на с. 44.
    Здесь, конечно, поэтесса обыграла омонимию (точнее, фонетическую близость) корней слов «щёголь», «щеголять» и «щегол».

    Интересно, что есть птица щёголь:


    А вот щегол:


    Это разные птицы.
    Интересно, что у слова «щегол» есть значение «самодовольный и пустой человек; щёголь» (переносное, разговорное, презрительное).
    Словари отмечают этимологическую близость слов «щёголь» и «щегол».

  4. Работаем по заданиям на с. 45.
    Говоря о словах, которые поэтесса придумала сама, мы имели в виду слово «щеголёк», между тем это слово нашлось в викисловаре — правда, как малоупотребительное. 

  5. Письменная обобщающая работа «Что удалось поэтам рассказать о нас, людях, в стихах о галке, ослике и щегле».

Last modified: Sunday, 15 November 2020, 5:18 AM