Проект урока 2 — «Галчонок» и «Ослик»: работа языкового материала и поэтические замыслы
Работаем по с. 37–41 учебника.
Цели
- пронаблюдать, как язык помогает поэтам передать характер и состояние героев;
- сравнить поэтические замыслы двух стихотворений.
Этапы урока
- Перечитываем стихотворение «Галчонок», сравниваем слова для галчонка и скворчонка (4—6 блоки заданий на с. 38).
Здесь мы наблюдаем работу антонимов в стихотворении (колченожка — прямоножка, плюгашка — милашка, чернушка — пеструшка), причем в антонимические пары входят как общепринятые слова русского языка, так и придуманные поэтессой. Для стихотворения важно, что слова в парах противопоставлены не только по значению, но и по экспрессивной окраске (негативно и позитивно окрашенные слова).
Противопоставлены и сами герои стихотворения, галчиха и птицы — по их отношению к потере птенца. По сути дела, здесь кроется основной смысл стихотворения, идея незаменимости, бесценности родного детеныша (читай — ребенка).
Устаревшие формы глаголов «рыдати», «припадати» усиливают впечатление трагизма, безутешности галчихи, придавая стихотворению некоторое сходство с фольклорным плачем. - Галка или галчиха? Работаем по 1—3 блокам заданий на с. 39.
Н. Матвеева использует слово «галчиха» (вместо общепринятого «галка»), чтобы подчеркнуть идею материнства, женского начала (см. суффикс «их» в словах из рубрики «детям по секрету»). - Слова «негативные» и «позитивные» (работаем по двум последним блокам заданий на с. 39).
В начале стихотворения слова «колченожка», «плюгашка», «чернушка» использованы в отрицательном смысле, в соответствии с их общеязыковым значением. Но в конце стихотворения они приобретают прямо противоположный смысл благодаря новому контексту (то же происходит в конце и со словами «тусклый» и «мутный»). Этот своеобразный «перевертыш» работает на ту же идею бесценности ребенка для матери: те его качества, которые другим явно не нравятся, галчихе особенно дороги.
Интересно, что синонимы «чадо» — «дитя» поэтесса превращает в антонимы, наделяя слово «чадо» негативным, а «дитя» позитивным звучанием. - «Ослик»: разговор о будущем. Работаем по заданиям на с. 41.
Стихотворение строится на диалоге мамы-ослицы с осликом (это дети «прожили» в процессе разыгрывания, на предыдущем уроке). Заключительное четверостишье выводит читателей за рамки сюжета — это обобщение, которое, конечно, подойдет и для галчихи из стихотворения Н. Матвеевой.
Любопытно, что «Ослик» — своего рода утопия, несбыточная мечта матери о счастливом будущем любимого ребенка.
Last modified: Wednesday, 11 November 2020, 12:55 AM