«Про любовь и непогоду»: структура и логика
Книга 2 «Про любовь и непогоду» строится на материале стихотворений детских поэтов. Среди авторов — как современные поэты, пишущие для детей, так и детские поэты-классики.
Проблема авторской индивидуальности, реализованная в трех книгах учебника «Такие непохожие писатели», представлена в этой книге особым образом (не случайно в названии «Про любовь и непогоду» отражен не жанр, не автор, не герой, как в названиях других учебников и тетрадей, а тема стихотворений).
Стихи собраны в блоки по принципу единства темы. При сравнении нескольких стихотворений на одну тему внимание читателя естественным образом концентрируется на различиях в воплощении этой темы. А различия эти связаны преимущественно с авторской позицией: с отношением автора к миру и его индивидуальной манерой письма.
Таким образом, жанр здесь, как и в книге «Он живой и светится», один — лирическое стихотворение. А вот авторов много. И дети наблюдают, как по-разному эти авторы представляют в своих стихах одну и ту же тему.
Первая глава «Разыгралась непогода» включает тематические группы стихов о дожде, о грозе, о ветре.
Природная тематика — традиционная для начальной школы.
Мы остановили свой выбор на стихах о дожде, грозе и ветре отчасти и потому, что это динамичные природные явления, сопровождающиеся характерными, нередко ритмическими звуками. Динамизм и звуковая сторона дождя, грозы, ветра оригинально и разнообразно обыгрывается в детских стихах.
Вторая глава «Про любовь» включает стихи о любви.
Стихи о любви — новая для начальной школы тематическая группа. Внести ее на страницы учебника нам позволил детский угол зрения на эту классическую для поэзии тему, волнующую представителей всех без исключения возрастов, времен и народов.
Третья глава «О чём эти стихи» проблематизирует саму идею однозначного определения темы стихотворения.
В эту главу мы включили лирико-философские стихи, темы которых невозможно определить однозначно (само слово «тема» противоречит природе этих — как и многих других — стихов).