Проект урока 3 — сравниваем стихотворения Г. Сапгира и Т. Собакина

Работаем по с. 21–29 учебника.

Цели

  • объяснить, почему эти два стихотворения выглядят совсем по-разному;
  • сравнить образы, которые находят поэты, чтобы описать грозу;
  • выяснить, как поэтам удается очеловечить, оживить явления природы.

 

Этапы урока

  1. Читаем вслух два стихотворения и обсуждаем, почему они напечатаны совсем по-разному.
    Опираемся на опыт работы с фигурными стихами. Полезное упражнение — можно выполнить его как своего рода диагностическую работу — записать стихотворение Г. Сапгира так, как напечатано стихотворение Т. Собакина. Будет понятно, чувствуют ли ребята ритм стихотворения (смогут ли точно определить границы стихотворных строк).
    После этого упражнения замысел Сапгира проявится ярче.

  2. Сравниваем ситуации в природе, которые отразились в этих стихах. А также сравниваем поэтические решения, которые выбрали поэты для изображения одних и тех же природных явлений.
    Сапгир: в небе плывет дождевая туча, короткий звук грома («брякнула ведром»). Туча встретилась с другой тучей, засверкали молнии, пошел сильный дождь («расплескались вёдра полные»). Дальше — гремит гром («Туча с тучею ругаются…»). В небе появилась радуга.
    Собакин: Встретились в небе две тучи, загремел гром. Сверкали молнии, пошёл дождь.

  3. Наблюдаем, как поэты очеловечивают (точнее, оживляют, олицетворяют) явления природы.
    У Сапгира: туча несёт ведро, расплёскивает воду — как будто кто-то живой, человек, тучи ругаются друг с другом; молнии злые. У Собакина: туча тучу встречает, рычит на нее; тучи разговаривают, угрожают друг другу, у туч есть лоб — ну и далее до конца сплошь олицетворение.
Last modified: Saturday, 31 October 2020, 2:53 AM