Проект урока 7 — Олег Григорьев «Дождь»: «дождевые» слова
Работаем по с. 17 учебника.
Цели
- обсудить письменные работы по стихотворениям В. Берестова и С. Маршака;
- найти в стихотворении Олега Григорьева слова, в которых прячутся образы;
- найти в стихотворении Маршака «Дождь» слово, которое могло бы пригодиться Олегу Григорьеву.
Этапы урока
- Представляем результаты письменных работ «Чем похожи, а чем не похожи стихи о дожде В. Берестова и С. Маршака».
- Читаем стихотворение О. Григорьева и находим слова, в которых «прячутся» образы. Комментируем образы. Среди слов-образов находим олицетворения, объясняем свои решения.
Вот примерный список слов-образов и образных выражений: «стеной стоял», «барабанил», «сонный», «как камыш, стоймя стоячий», «радужный», «в сетку», «в клетку». Олицетворения: «барабанил», «сонный». Более сложно оценить слово «слепой» — обсудите с ребятами, какой дождь называют слепым и почему (возможно, тогда проявится образ). - Перечитываем стихотворение и отмечаем слова, которые мы используем только по отношению к дождю. Обсуждаем эту особенность слов.
Моросил, проливной, обложной. Слова «слепой» и «грибной» широко используются в нашей речи, но в сочетании со словом «дождь» имеют особое значение. - Перечитываем стихотворение Маршака «Дождь» (с. 15), ищем «дождевое» слово, которое могло бы пригодиться Олегу Григорьеву.
Таким словом можно считать слово «пролётный» — хотя в словарях сочетание этого слова со словом «дождь» не отмечено. Тем не менее это такое же редкое, малоупотребительное слово, как и «обложной» или «полосовой». И его значение в сочетании со словом «дождь» достаточно прозрачно (традиционно-поэтическое значение: мимолетный, быстро проходящий).
Last modified: Thursday, 29 October 2020, 4:43 AM