Проект урока 2 — сравниваем стихотворения М. Бородицкой, В. Друка и Н. Волковой; олицетворение, метафора, лирический герой
Работаем по с. 5–7 учебника.
Цели
- сравнить стихотворения и пронаблюдать, как и для чего поэты оживляют дождики и наделяют их характерами;
- вспомнить и уточнить, что означают слова «олицетворение» и «метафора», обсудить роль этих приемов с стихотворениях «Обидчивый дождик», «Добрый дождик», «Как мы с дождиком гуляли»;
- сравнить, как складываются отношения лирических героев с дождиком в этих трех стихотворениях.
Этапы урока
- Читаем и сравниваем стихотворения М. Бородицкой и В. Друка.
Ребята уже привыкли представлять форму стихов с помощью моделей — в данном случае это очень полезно. - Уточняем значение термина «олицетворение».
Работаем по заданиям на с. 6. - Читаем стихотворение Н. Волковой «Как мы с дождиком гуляли». Обсуждаем выражение «след от дождиковых лап». Сравниваем стихотворение Н. Волковой со стихотворениями М. Бородицкой и В. Друка.
Опираясь на опыт работы с моделями по стихотворениям М. Бородицкой и В. Друка, ребята сразу увидят, что стихотворение Волковой не разделено на строфы (так называемый астрофический стих). Предложите ребятам поэкспериментировать со стихотворением: разделить его на двустишья, прочитать вслух с учетом этого разделенья.
Интересно обсудить, почему поэтесса не разделила стихотворение на строфы — хотя это несложно сделать. Послушайте, как ребята объяснят это различие, предложите и свою версию. - Работаем по третьему блоку заданий на с. 8. Находим и обсуждаем метафоры в стихотворении Н. Волковой.
Яркая метафора «дождиковые лапы» — пожалуй, в «лавке метафор» Юрия Олеши из нее мог бы «пойти дым» — см. нашу рабочую тетрадь «Тайны и превращения чудесной куклы», с. 42—43 (авторская метафора, ее мы не встретим нигде за пределами этого стихотворения). «Лёг» (о дождике) — то есть разлился, а точнее, вода с зонтика растеклась по полу — более простая, прозрачная метафора. - Сравниваем «характеры» дождиков и отношения лирических героев с дождиками (по трем стихотворениям: работаем по двум последним блокам заданий на с. 8).
Last modified: Friday, 23 October 2020, 4:01 AM