Проект урока 1 — «Куриный бульон»: читаем по ролям
Работаем по с. 6–11 учебника.
Цели
- прочитать рассказ, найти в рассказе «приметы времени»;
- прочитать по ролям два фрагмента: папа и Денис в комнате; папа и Денис на кухне;
- выяснить, какой из этих фрагментов (эпизодов) могли бы разыграть клоуны в цирке.
Этапы урока
-
Чтение рассказа. Обсуждение: что показалось странным, необычным?
Это может быть чтение вслух или про себя. -
Рассматриваем материалы исторической рубрики: курица за окном, опаливание курицы, земляничное мыло, оловянные солдатики.
-
Чтение по ролям.
Здесь понадобится подготовка. Например, договорились читать по ролям ту часть (эпизод), в которой Дениска с папой «воюют» с курицей на кухне. Здесь есть «пустые» комментарии рассказчика к репликам героев, типа «я сказал» и подобное. Их лучше зачеркнуть карандашом и не озвучивать. Совсем немного комментариев, в которых есть подсказка для выразительного чтения («Он прямо обрадовался: «Ты молодец!») Также придется разобраться, кому читать повествование — о том, что же происходит (так как рассказ написан от лица Дениса) — и размышления Дениски. Скорее всего, кроме папы и Дениски появится еще одна роль (например, Дениска-рассказчик).
Интересно, как обозначат эту роль дети? -
Какой эпизод могли бы разыграть клоуны в цирке? Обсуждение.
Здесь неплохо бы поставить какой-нибудь клоунский номер (все вырывается у клоунов из рук, падает, бьется и т.д.). Можно посмотреть Карандаша (он есть в рассказе «Не хуже вас, цирковых»).
На заметку
В рассказе 7 эпизодов:
- Дениска с мамой
- Дениска один
- Дениска с папой в комнате (рисование, курица)
- Дениска один (папа ушел на кухню) — подстригает курицу
- Снова с папой в комнате
- На кухне — опаливают курицу, достают из-под шкафа, отмывают — самый большой эпизод, именно его можно разыграть клоунам
- С мамой