Проект урока 2 — «Он живой и светится»: настроение Дениски; сравниваем фрагмент фильма с рассказом
Работаем по с. 48–51 учебника.
Цели
- проследить, как писатель передает состояние Дениски;
- сравнить фрагмент фильма с рассказом.
Этапы урока
-
Отмечаем в каждом эпизоде слова и строчки, которые передают настроение Дениски. Читаем и обсуждаем.
Драгунский опять прибегает к приему контраста: Дениска сравнивает себя с ребятами, чьи родители давно дома («Только все родители нашего двора уже пришли... а моей мамы все еще не было», «все уже пили чай с бубликами и брынзой... мне захотелось есть»). И сравнивает поведение мамы со своим, гипотетическим (...если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня...). И использует повтор: «а мамы все не было», «она все не шла». - Обсуждаем вопрос: почему писателю было важно уточнить, как достался самосвал Дениске?
Это довольно тонкая деталь. Еще один лирический мотив — Дениска скучает по папе. Самосвал — не только прекрасная игрушка, но напоминание о дорогом человеке, который сейчас далеко. - Обсуждаем концовку рассказа: почему мама не рассердилась на сына?
-
Смотрим фрагмент фильма и сравниваем с рассказом.
Во время просмотра ребята могут отмечать в тексте рассказа фрагменты, которые не прозвучали в фильме или отразились косвенно (пейзаж, освещение, какие-то не упомянутые в рассказе детали; интересно, зачем понадобилась режиссеру голубятня и кормление кролика?). Можно предложить ребятам письменную работу, например, на тему «Что и почему изменили создатели фильма в сюжете рассказа?».