Проект урока 1 — «Шляпа гроссмейстера»: знакомимся с рассказом
Работаем по с. 31–36 учебника.
Цели
- прочитать рассказ;
- поработать с исторической рубрикой;
- выяснить, какую роль играют в рассказе выделенные фрагменты.
Этапы урока
-
Читаем рассказ вслух (по цепочке, по возможности соблюдая границы эпизодов).
- Находим в рассказе отрывки, выделенные цветным фоном. Обсуждаем роль этих отрывков в рассказе.
Выделены фрагменты, в которых описаны мысли Дениски. В рассказах, с которыми ребята уже поработали в учебнике, пока не встречалось такого отвлечения от сюжета, чаще у Драгунского размышления Дениски соединены с описанием действий. Например, в рассказе «Тайное становится явным»: «Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен...».
В рассказах, которые ребятам предстоит прочитать, не раз встретится такая остановка сюжета, связанная с желанием автора передать мысли или состояние героя (например, в рассказе «Расскажите мне про Сингапур»). - Читаем по ролям диалог Дениски с шахматистом.
Не забудьте напомнить ребятам, что важно предварительно зачеркнуть карандашом комментарии к репликам Дениски и шахматиста. Но при этом прочитать так, чтобы эти комментарии звучали («А он прямо задохнулся...», «Тогда он закричал...» и другие). По этому диалогу вполне можно разыграть сценку — это поможет актерам пережить (и понять) состояние героев.
На заметку
Система эпизодов:
1. Вводный: Дениска дома и на улице (до прихода на бульвар).
2. Вводный: На бульваре (до момента, когда улетела шляпа).
3. Шляпа улетает на пруд, незнакомые ребята, шахматист, утки, гуси, лебеди.
4. Ловля шляпы на пруду и на берегу: Дениска, незнакомые ребята.
5. На берегу: Дениска, незнакомые ребята (разговор о том, кто отдаст шляпу).
6. Дениска и шахматист.
Last modified: Friday, 28 August 2020, 3:02 PM