Проект урока 2 — «Слава Ивана Козловского»: название, рамка, секреты центральной части рассказа
Работаем по с. 23–24 учебника.
Цели
- обсудить название рассказа; пронаблюдать, как Виктор Драгунский подбирает названия для своих рассказов;
- выяснить, что такое рамка рассказа;
- проследить по тексту, как Виктор Драгунский переводит внимание читателей то на весь класс, то на Мишку, то на Дениску.
Этапы урока
-
Читаем и обсуждаем справку Совы (с. 21). Находим на ленте времени 1959 год, отмечаем время создания самого первого рассказа о Дениске.
-
Обсуждаем название рассказа, работаем по первому блоку заданий на с. 23.
Название этого рассказа подобрано довольно нестандартно: оно очень косвенно связано с содержанием, звучит и проясняется только в самом конце рассказа, в его заключительной части, причем в отрицательном смысле («славы Ивана Козловского он не добьется»). Эта ситуация сама по себе вопросительна: почему Драгунский выбрал для рассказа такое странное название? И так ли он выбирает названия для других рассказов?
Чтобы лучше почувствовать странность и необычность такого способа давать название рассказу, можно спросить ребят – а какое название подобрали бы они к этому рассказу? На фоне вариантов ребят (скорее всего более прямо и точно отражающих содержание рассказа) ярко проявится странность и ироничность авторского заголовка.
Возвращаемся к рассказам «Куриный бульон» и «Тайное становится явным», выясняем, как в этих рассказах названия соотносятся с содержанием. -
Работаем со схемой на с. 23 и выясняем, что такое рамка.
Обсуждаем, какую роль играет рамка в этом рассказе, есть ли она в рассказах «Куриный бульон» (там ее нет) и «Тайное становится явным» (есть рамка). - Наблюдаем, как автор переводит внимание читателей со всего класса сначала на Мишку, потом на Дениску (работаем по последним двум блокам заданий на с. 23).